Светлана К (kedrovy_ruchey) wrote,
Светлана К
kedrovy_ruchey

Киевский Кагал против Киевской Руси

Оригинал взят у pilgrimminstrel в Киевский Кагал против Киевской Руси
Оригинал взят у narvasadataa в Киевский Кагал против Киевской Руси
Оригинал взят у aquilaaquilonis в Киевский Кагал против Киевской Руси
В последнее время в связи с известными политическими событиями приходится слышать особенно много спекуляций по поводу выражения «Киев – мать городов русских», приписываемого Ипатьевской летописью князю Олегу. Спекуляций совершенно необоснованных поскольку, во-первых, Олег таких слов никогда не произносил, а во-вторых, они имеют совершенно не тот смысл, который им принято приписывать, а именно, что Киев якобы – самый старый русский город, от которого произошли все прочие русские города и вообще Русь как таковая. Вспомним, как эти слова звучат в летописи буквально: «И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: “Се буди мати городом русскымъ”. И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью». Во-первых, почему «мать», а не «отец», если Киев и город – слова мужского рода? – Потому что «мати городом» – это всего лишь калька с греческого слова meterpolis («столица»). Слово polis в греческом языке – женского рода, поэтому и столица называется матерью, а не отцом. Князь Олег изъясняться греческими кальками не мог никак, а это значит, что заявление про «мати городом» было вложено в его уста поздним летописцем. Во-вторых, смысл этого заявления в том, что Киев завоёван русью и отныне будет её столицей. Кто такая русь, объясняется в следующем предложении: «И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью», Полный список руси, включая «прочих», приведён ранее: «Поиде Олгъ, поемъ вои свои многы: варягы, чюдь, словены, мерю, весь, кривичи». Именно эти северные завоеватели и принесли имя русь в Киев и сделали его русью в силу своего в нём пребывания.

Что же касается того, чем Киев был до его завоевания русью, представление об этом можно получить из известного Киевского письма, которое, между прочим, содержит самое ранее в истории упоминание названия этого города в сочетании «Киевский кагал» (qahal šel Qiyyob). Письмо, которое дошло до нас в подлиннике, написано на еврейском языке от имени иудейской общины Киева и заверено надписью «Мы прочли» тюркскими рунами на хазарском языке, свидетельствующей, что во время его написания Киев находился под хазарской властью. Украинский историк Омельян Прицак датирует Киевское письмо 920-ми годами. Это противоречит датировке завоевания Киева русью, которая содержится в русских летописях. Противоречие можно снять тем, что датировки русских летописей для IX и большей части X веков неточны и завоевание на самом деле произошло позже. Либо же можно предположить, что письмо было написано в период временного восстановления хазарской власти в Киеве, когда, согласно утверждению Кембрижского документа, после поражения Олега в войне «он и всё его войско пало, тогда русь была подчинена власти хазар». В любом случае, это для нас не принципиально, а принципиально то, что до завоевания Киева русью он был хазарско-иудейским городом.







В книге, посвящённой Киевскому письму и прочим хазарским документам (Норман Голб и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. М., 1997), Прицак приводит множество других свидетельств о хазарском Киеве. По его мнению, этот город возник как хазарская пограничная крепость на северо-западе владений каганата и первоначально назывался Куйава. Он носит имя хазарского военачальника Куйи, жившего в IX в. От имени Куйи с добавлением топонимического суффикса -ава и возникло название Киева. О том, что первоначально этот город именовался именно Куйава, свидетельствуют формы его названия у иностранных авторов X-XI вв.: арабских – Kuyaba (Аль-Истахри, перв. пол. X в.), греческих – Kioaba (Константин Багрянородный, сер. X в.), немецких – Cuiewa (Титмар Мерзебургский, нач. XI в.). Украинский историк считает, что Киев возник из военного лагеря для гарнизонных войск, набранных из булгар-оногуров, бежавших на восток после падения Аварского каганата в начале IX в. Во главе этого гарнизона хазарами был поставлен командующий хорезмийской гвардией кагана визирь Куйя, от чьего имени образовалось название Куйява. Это название через тюркскую форму Qiyab попало в славянский язык, где, пережив закономерные фонетические изменения, превратилось в Киев.

За самим городом закрепилось название Куйява, в то время как киевская крепость, как об этом сообщает Константин Багрянородный в своём трактате «Об управлении империей», носила в X в. имя Самватас. Это имя произошло от распространенного в средневековой еврейской литературе названия легендарной реки Самбатион – «Субботней», называвшейся так потому, что она якобы не текла в шабад. Еврейская легенда гласила, что к востоку от реки Самбатион проживают десять исчезнувших израильских колен, уведенных в плен ассирийцами после падения Израильского царства. Вслед за принятием Хазарским каганатом иудаизма река Днепр, являвшаяся западной границей хазарских владений, была отождествлена евреями с рекой Самбатион, так как сами иудеохазары считали себя потомками одного из исчезнувших колен, а именно колена Симеона. Вместе с рекой название Самбатион стало применяться и к стоявшей на этой реке киевской крепости.







Память о хазарах достаточно долго сохранялась в киевской топонимике. Так, в XI-XII вв. в Киеве упоминается место под названием «Пасынча беседа». Это название объясняется из тюркского слова bas-inč – «баскак», «сборщик дани», таким образом, «Пасынча беседа» значит «резиденция баскака», что вполне соответствует её расположению в киевской гавани, на берегу реки Почайны, рядом с которой на Подоле находился целый район под названием «Козаре». О хазарах также хранит память Копырев конец. Слово «Копыр» происходит от тюркского Kabar/Kabyr – названия одного из хазарских племён. Кроме того, западные и южные районы Копырева конца известны летописи под наименованием «Жидове/Жиды», а в Ярославов город из него вели ворота, также называвшиеся «Жидовскими». Наконец, одна из киевских гор носит название Хоревица, которое имеет отношение к ветхозаветной горе Хорив.

В IX-X вв., как и позднее, Киев имел трёхчленную структуру, характерную для азиатских городов. Структура эта предполагала наличие цитадели, внутреннего города и коммерческо-ремесленного пригорода. В Киеве им соответствовали Гора, Копырев конец и Подол. Внутренний город в азиатских городах был центром религиозного культа, поэтому логично предположить, что и Копырев конец был центром религиозной жизни иудейской общины хазарской Куйавы, что подтверждается наличием в нём топонимики типа «Жиды». В IX-X вв. Киев имел не только хазарскую иудейскую администрацию, но и значительная часть его населения (вполне возможно, что большинство) исповедовала иудаизм.



Никаким истоком Руси Киев не был. Русью он стал только в силу его завоевания варяжско-словенско-кривичско-угрофинской русью (от которой произошли современные русские). Киев является Киевской Русью только тогда, когда он принадлежит русским, в противном случае он является Киевским Кагалом.



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments